Страничка содержание направлений работы с семьей по ОО "Социально - коммуникативное развитие"

Консультации для родителей на тему: «Дети и компьютер»

23 мая [чт]

Консультации для родителей на тему:
«Дети и компьютер»

     Тем, кто пользуется кардинальными мерами –и запрещает ребенку работать с компьютером вообще – задумайтесь: «А можно лиотменить целый мир, если он уже существует? Может стоит научится жить рядом сним, смириться с тем, что ваши дети открывают его для себя?»
     Конечно, во всем нужна мера. То жесамое можно сказать и о компьютерах. Если использовать эту умную машину вкачестве единственного развлечения для ребенка только потому что он надолгозанимает его (сидит, мол, за монитором, не орет, не громит, ничего не требует,и ладно), то результат, конечно же, не замедлит сказаться. Компьютер станет дляребенка не только основным источником знаний о мире, но и суррогатомродительской любви, виртуальным стимулятором эмоций, которые он не дополучает вреальности. И тут уж не избежать всех тех бед – от близорукости до аутизма – окоторых нам толкуют специалисты.

Номожно поступить и иначе. Ведь при разумном обращении компьютер может статьодним из средств общения и взаимодействия с малышом, отличным учебным пособиеми даже источником вдохновения.

При помощи компьютера можно легко и просто научить ребенка читать и писать.Даже самым упрямым понравится печатать слова на компьютере, вставлятьнедостающие буквы, угадывать, что написали вы.

     Многие дети очень любят, если родителиоставляют им компьютерные «напоминалки», уходя на работу. Ведь гораздоинтереснее скучных записок на холодильнике, когда в определенное время намониторе появляется надпись: «Покорми птичку!», «Не опоздай в бассейн!». Акогда грамота будет освоена, предложите малышу сочинять и самостоятельнозаписывать разные истории. А что, если начать выпуск настоящей электроннойгазеты или, если папа и мама владеют хотя бы начальными навыками веб-дизайна(это на самом деле совсем не сложно), открыть свою собственную домашнююстраничку в Интернете?

ВИнтернете для детей любых возрастов можно подыскать подходящие сайты о природе,искусстве, других удивительный вещах. Не выходя из дома, вы с малышом можетепосетить виртуальный музей или принять участие в интеллектуальной олимпиаде.
Если кроха задал «умный вопрос», например, чем дышат лягушки или где самыйвысокий в мире вулкан, попробуйте вместе найти ответ во всемирной паутине. Ещеникто не доказал, что умение пользоваться поисковыми системами отрицательносказалось на интеллектуальном развитии!
 При помощи компьютера можно рисовать и делать настоящие мультики (в этомвам помогут программы Flash и Photoshop). Даже дошкольники способны создатьнастоящие анимационные шедевры. Только помните, что рисование на компьютере нив коем случае не должны заменять рисования красками и карандашами на бумаги.Желательно разнообразить деятельность, сочетая развлечения и занятия активные(рисование, прогулки, лепка) с развлечениями, связанными с компьютером.
При помощи специальной приставки-синтезатора можно даже научитьребенка-дошкольника сочинять и записывать музыку.
Но главное условие, чтобы все эти занятия проходили при участии родителей,только в этом случает ребенок будет чувствовать тепло и заботу по отношению кнему.

Отдельностоит сказать о компьютерных играх. Безусловно, продукты из серии «мочи все,что движется» никогда не должны появиться в вашем доме, но сегодня для детейвыпускается масса качественных компьютерных игр практически для любоговозраста, начиная с четырех-пяти лет.

    В зависимости от вкусов и склонностей вашегомалыша вы можете выбрать подходящие «развивалки», действие которых развиваетсяв джунглях или на пиратском корабле, в замке с привидениями или на дне океана.Освоить навыки чтения, математики, логики, письма рисования и музыки ребенкупомогут герои его любимых мультфильмов и книг и даже конструктора Lego. Ну, аесли вашему крохе по вкусу самодельные куклы и игрушки, купите игры из серии«Маленький искатель», герои которой словно сшиты из старых носков и перчаток.

    Если говорить о том возрасте, в которомстоит начинать общение с компьютером, стоит обозначить следующие моменты.
        Многие родители считают, чтораннее начало знакомства с компьютером (в год-два) просто нелепо. Надо сказать,что они правы. Не только нелепо, но и опасно, в какой-то степени. В магазинахможно легко найти программы и для годовалых детей. Но производители таких игрметят либо в тщеславных родителей, которые уверены, что их ребенок – гений,либо в тех, кто панически боится, чтобы их дитя не отстало от сверстников. Вамвсе равно не удастся сделать из ребенка вундеркинда в полтора года, перескочивсразу несколько ступеней развития.

Еслиговорить о том возрасте, в котором стоит начинать общение с компьютером, стоитобозначить следующие моменты.
      Многие родители считают, что раннееначало знакомства с компьютером (в год-два) просто нелепо. Надо сказать, чтоони правы. Не только нелепо, но и опасно, в какой-то степени. В магазинах можнолегко найти программы и для годовалых детей. Но производители таких игр метятлибо в тщеславных родителей, которые уверены, что их ребенок – гений, либо втех, кто панически боится, чтобы их дитя не отстало от сверстников. Вам всеравно не удастся сделать из ребенка вундеркинда в полтора года, перескочивсразу несколько ступеней развития.

    Немаловажным критерием для знакомстваребенка с компьютером является его здоровье. Детские отделения офтальмологии иневрологии детям до 3-х лет просмотр телевизора, монитора компьютера не рекомендуютвообще. При этом не имеет значения, статичная картинка или динамичная.
   Другие специалисты называют идеальнымвозрастом для начала знакомства ребенка с компьютером четыре года. Зрительнаяфункция у ребенка развивается наиболее интенсивно до 4—6-ти лет. А в моментроста ткани глаза нельзя перенагружать, они просто к этому не готовы.Соответственно только с 4—5-ти лет при наличии хорошего монитора и подприсмотром взрослого можно знакомить ребенка с компьютером.                Начинать нужно с 10—15 минут вдень, при хорошем освещении и правильной посадке ребенка. В раннем школьномвозрасте (1—4 классы) занятия не должны превышать 20—30 минут в день.

     Не секрет, что Интернет полон совершеннонедетскими сайтами и ненужными людьми. Безусловно, существуют системыфильтрации содержания веб-сайтов (так называемый kid-safe), однако, современныедети нередко подкованы в данном вопросе и, не без «доброй» помощи друзей,обходят любые защиты.
Мало того, никакие фильтры не останавливают нездорово настроенных взрослых,любителей пообщаться с детьми… Тут уж дело за вами, дорогие родители. Глуполишать вашего ребенка знаний и общения, но до определенного возраста лучшедержать этот процесс под ненавязчивым контролем.

Профилактикакомпьютерной зависимости –

советыродителям.

Дляпрофилактики компьютерной зависимости и работы с зависимыми детьми психологирекомендуют родителям следующее:

Живитес ребенком ВМЕСТЕ!

Показывайтеличный положительный пример. Важно, чтобы слова не расходились с делом. И еслиотец разрешает сыну играть не более часа в день, то сам не должен играть потри-четыре.

 *Ограничьте время игр с компьютером, установив четко определенный временнойинтервал. Резко запрещать работать на компьютере нельзя: обозначьте дляребенка, что при соблюдении установленных границ времени, после перерывавозможно возобновление занятий.

 *Предложите другие возможности времяпровождения. Можно составить список дел,которыми можно заняться в свободное время. Желательно, чтобы в списке былисовместные занятия. Предложите ребенку альтернативу компьютеру: интерактивныеигры со сверстни­ками, познавательные путешествия, прогулки, чтение книги,рисование.

Несколькосоветов для мам и пап:

•Подчеркивайте словом и действием, что эта «умная машина» – рабочий инструмент.
• Покажите, что вы используете компьютер только для дела. Например, строите сего помощью графики или пишите статьи. Для ребенка важно именно ваше поведение,а не то, что вы говорите.
• Не используйте агрессивные игры, чтобы расслабиться после работы или, хотябы, не играйте в них при ребенке.
• Не делайте из компьютера тайны за семью печатями, а, наоборот, обеспечьтесвободный доступ к обучающим и развивающим программам.

Нельзязабывать, что чрезмерное время общения с этой машиной вовсе не полезно для ребенка.Существуют научно обоснованные нормы, на которые надлежит ориентироваться:

Дошколята7-10 минут (непрерывно) 7-10 минут (всего в день)

Школьники10-30 минут (непрерывно) 45-90 минут (всего в день)

Студенты1-2 часа (непрерывно) 2-3 часа (всего в день)

Организациярабочего места

Монитордолжен стоять на расстоянии не менее 60 см от окна, таким образом, чтобы окнорасполагалось слева от компьютера. При этом на экран ни в коем случае не должныпопадать блики от окна или других источников освещения. Для этого оконныепроемы можно завешивать занавесями или жалюзи для ограничения светового потока.Запрещается использование темных занавесей на окнах, так как они могут оченьсильно затенять помещение.

Монитордолжен располагаться на уровне глаз ребенка или чуть ниже. Наилучшим для работыс компьютером считается естественный дневной свет, т.к. только он содержит всебе весь цветовой спектр, поэтому, чем больше лампа соответствует дневномусвету, тем лучше. Ни в коем случае нельзя использовать неоновые лампы, т.к. онимигают, излучают рассеянный свет, имеют недостаток цветового спектра и несоздают четких теней. При работе с такими лампами возникает сильное напряжениеглаз, что может провоцировать снижение зрения. К тому же эти лампы могутвызвать повышение возбудимости у детей, они начинают капризничать, плохо спят.

Мебельрабочего места должна быть удобной для ребенка. Стул должен быть со спинкой, апод ноги

 ребенка дошкольного и младшего школьноговозраста всегда должны ставиться подставки.

*Покажите ребенку, что компьютер – это очень малая часть доступных развлечений,что жизнь гораздо разнообразней, что игра не заменит общения.

*Не пресекайте и по возможности удовлетворяйте любопытство ребенка.   

*Учите ребенка общаться: знакомиться, мириться, договариваться. Повышайтесамооценку ребенка.

*Обсуждайте игры вместе с ребенком. Отдавайте предпочтение развивающим играм.Крайне важно научить ребенка критически относиться к компьютерным играм.

*В случаях, если родители самостоятельно не могут справиться с проблемой,обращаться к психологам, в специализированные центры.

Большеобщайтесь с вашим ребенком, обсуждайте свои и его чувства – основной причинойвозникновения компьютерной зависимости у детей психологи считают недостатокобщения.

                                                                           Списоклитературы

 

Леонова,Л.А., Как подготовить ребенка к общению с компьютером / Л.А. Леонова,Л.В.Макарова. - М., 2004. – 16 с.

Королевская,Т.К. Компьютерные интерактивные технологии и устная речь как средствокоммуникации: достижения и поиски / Т.К. Королевская //Дефектология. - 1998. -№ 1. – С.47-55.

Никитина,М.В. Ребенок за компьютером / М.В. Никитина. - М., Эксмо, 2006. – 288 с.

Жукова,Н.С., Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева,Преодоление общего недоразвития речи удошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - М., 1990. – 288 с.

Сафонова,О.В. О проблеме активности речевой деятельности старших дошкольников с ОНР /О.В. Сафонова // Логопед в детском саду, - 2006. - №4. – С.45. 


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.